По новой схеме
Андрей Лебедев, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Росатома
Сейчас воплощается в жизнь давняя идея, что отходам 1-го и 2-го классов опасности, которые оказывают наиболее негативное воздействие на жизнь и здоровье людей и наносят непоправимый урон окружающей среде, необходимо посвятить отдельную главу в сфере регулирования и законодательства. Система обращения с такими отходами должна быть предельно понятной, прозрачной и ответственной на всем жизненном цикле: их образования, транспортировки, обезвреживания, утилизации.
Сегодня данные об образовании таких отходов, предоставляемые отходообразующими организациями в Росприроднадзор, носят заявочный характер. При этом порой могут скрываться реальные объемы или предоставляться недостоверные данные по утилизации, захоронению. Кроме того, пока еще недостает современной инфраструктуры, которая гарантировала бы образователям отходов либо организациям, занимающимся их сбором, транспортированием и обезвреживанием, доступность полного технологического цикла обращения с отходами.
Почему сложилась такая картина, мы все прекрасно знаем: из-за несовершенств по нормированию и учету отходов. Поскольку образователи отходов и участники рынка (в основном операторы) подают сведения в заявительном порядке, а существующая форма статистической отчетности позволяет с ними работать только в ретроспективном режиме (по окончании истекшего периода) и не дает возможности реагировать на нарушения и принимать эффективные решения в режиме онлайн.
Отсутствует и та необходимая и достаточная инфраструктура, которая позволяла бы именно с учетом наилучших доступных технологий и максимальных требований к безопасности обращаться с такими отходами на всем жизненном цикле. Как следствие, постоянно растет накопленный экологический ущерб.
Чтобы решить эту проблему, на основании поручений Президента РФ в 2018 году был сформирован отдельный федеральный проект [«Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов» в составе национального проекта «Экология»], который позволяет решать задачи комплексно и выстраивать целостную систему обращения с такими отходами.
В рамках этого проекта решаются две комплексные задачи. Во-первых, соответствующее регулирование. Был принят федеральный закон, который выделяет обращение с отходами 1-го и 2-го классов и устанавливает федеральную схему обращения с такими отходами (225-ФЗ о внесении изменений в законы «Об отходах производства и потребления» и «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» – «Ведомости»). Это было сделано, чтобы правила игры – и ценообразование, и планирование – были максимально прозрачными. Сегодня цены на операции по обращению с отходами 1-го и 2-го классов могут отличаться на порядок и даже на несколько порядков. Например, если взять 2-й класс, то ценовые предложения на рынке могут составлять от 6000 до 800 000 рублей (!). И это, конечно, совершенно несправедливый разброс. Поэтому жизненно необходимо иметь средний – понятный, а главное, экономически обоснованный – тариф, который позволяет отходообразователям спланировать свои расходы по утилизации образующихся у них отходов.
В рамках этой федеральной схемы важно выстраивать оптимальную логистику. И вторая комплексная задача – создание инфраструктуры, позволяющей на информационной платформе в режиме онлайн наиболее эффективно выстроить оптимальную логистику, контролировать весь процесс, вести договорную работу, а также в дополнение к уже существующим мощностям [по обезвреживанию и утилизации отходов] создавать дополнительные базовые мощности и в конечном итоге полностью ликвидировать их дефицит.
В 2019 году был определен федеральный оператор – им стало ФГУП «Федеральный экологический оператор», подведомственное предприятие Госкорпорации «Росатом». Это было обусловлено тем, что в процессе работы с другими, не менее сложными отходами силами Госкорпорации была выстроена система учета. И по сути, все задачи, которые мы сегодня решаем при работе с отходами 1-го и 2-го классов, – инвентаризация всех объектов, где образуются такие отходы, объектов их обезвреживания и утилизации, выстраивание оптимальных логистических моделей – уже были реализованы.
Новая схема обращения с отходами 1-го и 2-го классов вступает в силу с 1 марта 2022 года. В преддверии начала работы этой системы мы считаем своей задачей максимально отработать будущее взаимодействие со всеми участниками рынка: образователями отходов, транспортировщиками и переработчиками. А это порядка 40 000 отходоообразователей и 6000 операторов, в том числе транспортировщиков отходов, которые будут работать по единым принципам и по единой схеме. Мы в течение двух лет открыто, в формате круглых столов, дискуссий и вебинаров, рассказываем о том, как эта система будет работать. Сейчас мы предлагаем всем участникам рынка в конструктивном взаимодействии подготовиться к нововведениям.
Важно отметить, что введение новой системы никоим образом не ведет к монополизации рынка. Те предприятия, которые сегодня своими силами перерабатывают либо примут решение, что будут сами создавать мощности по переработке отходов 1-го и 2-го классов, продолжат делать это самостоятельно, но обязаны подавать все необходимые сведения в государственную информационную систему, чтобы полнота и прозрачность учета, а также нормирование и контроль этой деятельности были обеспечены. Те же, кто не планирует или уже не перерабатывает отходы самостоятельно, передают их федеральному оператору, который, по сути, является «единым окном» для всей отрасли, для всех участников рынка.
Если говорить отдельно про Федеральную государственную информационную систему (ФГИС ОПВК), то эта платформа позволяет организовать в режиме онлайн работу всех участников рынка. Здесь можно выбрать лучший, экономически обоснованный и прозрачный тариф, лучшую логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу. Важно, что ФГИС ОПВК интегрирована с другими информационными системами – Росприроднадзора и налоговой системы, поэтому в нее будет подтягиваться максимальное количество данных.
С запуском с 1 марта будущего года новой схемы отходообразователи получат возможность добросовестно утилизировать свои отходы, не переживая за дальнейшую их судьбу. Сегодня это особенно актуально с учетом целей устойчивого развития и развития зеленого финансирования. И здесь крупные промышленные предприятия получат дополнительные плюсы, показывая и обеспечивая прозрачность всей цепочки утилизации отходов, которые у них образуются.

Источник: «Ведомости»
Андрей Лебедев, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Росатома: По новой схеме
Андрей Лебедев, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Росатома: По новой схеме