В рамках V форума «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде Госкорпорация «Росатом» презентовала цифровые продукты из линейки «Умного города». Генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина рассказала журналу RUБЕЖ о том, каким может быть будущее Smart City в России, построенное на базе решений Росатома.
- В начале 2020 года вы представили Президенту России Владимиру Путину решения, предлагаемые Росатомом в направлении «Умный город». Демонстрация решений состоялась в ходе посещения Президентом РФ правительства Московской области. В связи с этим два вопроса: В чем суть концепции «Умных городов» в изложении Росатома»? Чем она отличается от концепции, которую предлагал Минстрой?
- Концепция Росатома не отличается от решений Минстроя России, а дополняет их. И мы, и Минстрой одинаково видим «Умный город». Это единая информационная среда, комплекс технических или цифровых решений, которые должны помочь муниципалитету добиться эффективного управления – с одной стороны, а с другой – повысить уровень безопасности и комфорта жителей. В свою очередь мы еще добавляем сюда интеграцию существующих информационных систем, а также предварительную настройку процессов в самом муниципалитете.
С чем мы сталкиваемся в городах сегодня? Неоптимальные процессы, мало кто слышит людей, они не очень вовлечены в развитие города, нет доступа к актуальным достоверным данным, многое происходит на бумаге. Чтобы исправить положение, мы проводим аудит и перенастройку процессов перед цифровизацией.
У нас есть собственная методология LEAN SMART CITY, основанная на Производственной системе «Росатом» и Toyota Production System. С ее помощью все процессы анализируются, выявляются проблемы, совместно с администрацией выстраиваются проекты улучшения и устраняются потери. Основные результаты такого подхода – сокращение времени протекания процессов, повышение производительности труда, возможность двустороннего взаимодействия с жителями, повышение безопасности и устойчивости территорий к чрезвычайным ситуациям, а также рост удовлетворенности населения и доверия к власти.
- Росатом анонсировал коробочные решения по цифровизации городского хозяйства – какие они? Правильно ли говорить, что драйвером их продвижения и внедрения выступает АНО «Цифровая экономика»?
- В нашем понимании коробочное решение – это сервис или набор сервисов, которые мы опробовали в разных городах и поняли, что он универсален как для атомного города, скажем в Нижегородской области, так и для города-курорта в Ставропольском крае.
С опытом мы все детальней видим, какая функциональность является универсальной для тех или иных процессов или направлений городского развития. Чем больше процессов мы разбираем, тем более насыщенной становится «коробка».
Сейчас у нас в портфеле несколько коробочных решений – это решение по цифровизации городского хозяйства – наша интеграционная платформа «Умный город», цифровой сервис обратной связи с жителями «Активный горожанин» и цифровые туристические сервисы.
- Как происходит сотрудничество «Русатом Ифраструктурные решения» и АНО «Диалог» в рамках тематики «Умных городов»?
- Безусловно, мы сотрудничаем в рабочем порядке и с АНО «Диалог», и с Минцифры России по внедрению ЦУР и платформы обратной связи (ПОС) на уровне Федерации. На текущий момент наши цифровые платформы для развития регионов в Мурманской и Томской областях интегрированы с тепловой картой «Диалога», и мы уже находимся на финальной стадии интеграции с платформой обратной связи, которую внедряет Минцифры.
- В качестве примера внедрения «Умного города» от Росатома можно встретить упоминание про Железноводск, где в рамках сотрудничества с администрацией Ставропольского края планируется создать цифровой туристический кластер городов-курортов Кавказских Минеральных вод, ориентированный на потребности  как жителей, так и гостей города, на увеличение туристического потока. Известно, какие потребности есть у гостей и жителей города, какова социальная инфраструктура локации? Как учтен сегмент безопасности в данном проекте?
- Особенность курортных городов в том, что достаточно большое количество гостей находятся на территории короткое время – 1-3 недели, и это время во всех смыслах очень дорого, нужно многое успеть увидеть, посетить, попробовать. Туристические сервисы как раз и призваны в максимально удобной форме предоставить необходимую информацию, обеспечить нужные коммуникации, получить доступ к услугам. При этом будни коренных жителей ничем не отличаются от других территорий: нужно добираться на работу, растить детей, следить за здоровьем и иметь возможность комфортно и безопасно отдыхать. Цифровые сервисы позволяют решать перечисленные задачи.
Сегмент безопасности при этом один из ключевых для муниципалитета, и, естественно, он учитывается в наших решениях. В Железноводске, в частности, они включают видеонаблюдение, мониторинг экологической обстановки, камеры с распознаванием лиц и номерных знаков, «умные» пешеходные переходы. Кстати, муниципалитет подсчитал, что с начала года в тех районах, где установлены эти переходы, количество ДТП снизилось в семь раз, а наезда на пешеходов не зафиксировано ни одного.
- Нет ли риска, что многие умные сами по себе решения созданы и внедряются без учета потребностей пользователей этих сервисов и, следовательно, не включают в себя всех потенциально востребованных технологических решений?
- То, что вы говорите, абсолютно правильно, и мы видим такие примеры в международной практике. Когда решения внедряются без учета потребностей города, жителей, они просто остаются невостребованными. Обычно это происходит, если умный город воспринимается просто как набор передовых технологий без учета реальной ситуации на территории. Но беспилотный автомобиль не сможет поехать там, где нет дорог, а умная остановка бесполезна, если автобус ходит мимо нее раз в день.
Наш подход – «умный город» должен быть прежде всего для людей. Его цель – улучшать качество жизни граждан шаг за шагом. Как при строительстве небоскреба, последовательно строить этаж за этажом. Да, на верхних этажах летают дроны и ездят беспилотники, но, чтобы дойти до них, нужно выстроить фундамент, первый этаж, второй: разобраться в том, какие в городе вообще есть процессы, какие уже действуют системы, что они дают.
Поэтому мы сначала тщательно анализируем все процессы в городе, а все наши продукты, внедряемые цифровые сервисы  создаем вместе с муниципалитетами и жителями городов. И туристические сервисы у нас появились также в результате такого анализа как одна из перспективных точек роста территории.
- Росатом предлагает концепцию «Бережливого умного города». Какое место данное звено может занимать в цепочке «Умный город» – «Центр управления регионом»? Какова преемственность этих проектов на идеологическом и технологическом уровне?
- Надо определиться с терминами: ЦУР (центр управления регионом) – не равно «Умный город». ЦУР – это система, которая позволяет аналитикам работать с проблемами жителей той или иной территории, а «Умный город» охватывает больше направлений. Задача ЦУРа – быстро и правильно отвечать на сообщения жителей, он не регламентирует другие направления деятельности. Тогда как «Умный город» шире по функционалу, он занимается цифровизацией разных направлений – безопасность, транспорт, экология, ЖКХ и другие.
Что же касается «Бережливого умного города», то здесь принципиальное отличие в том, что мы работаем еще и с процессами городского управления, выстраивая и улучшая их с использованием методологии Производственной системы «Росатом».
- В описании кейса Сарова показатели безопасности отсутствуют как категория. А между тем они составляют основу понятия «комфортная среда проживания». Какие KPI заложены в концепцию умного бережливого города по версии «Русатом Инфраструктурные решения»? Только организационные – снижение времени реагирования на обращения? Или экономические тоже? А социальные?
- Администрация Сарова посчитала эффект от внедрения нашей платформы «Умный город». Действительно, один из самых ярких эффектов – сокращение сроков исполнения обращений граждан, это то, что люди почувствовали в первую очередь. Но есть и другие экономические и социальные эффекты, в том числе касающиеся безопасности.
Приведу цифры:
- сокращение сроков исполнения обращений граждан. Средневзвешенная длительность решения по всем категориям проблем за два года (на декабрь 2019 года) снизилась с 30 до 8 дней;
– снижение трудозатрат в муниципалитете. На примере диспетчеризации общественного транспорта объем трудозатрат сотрудников муниципалитета снизился с 64 до 1,5 часа, время составления и проверки отчетности о выполнении регулярных перевозок сократилось с 4 до 1 рабочего дня;
– экономия энергоресурсов. Наличие системы онлайн-контроля и управления уличным освещением позволяет экономить до 6% электроэнергии;
– повышение безопасности проживания и устойчивости муниципалитета к ЧС. Интеграция систем сбора данных на платформе позволяет в режиме реального времени контролировать уровень воды и радиационного фона в городе, увеличивая скорость реагирования на ЧС до 3 минут.  Кроме того, благодаря онлайн-работе ситуационного центра процесс оперативного реагирования ресурсоснабжающих организаций на аварийные ситуации сократился с 30 до 3 минут, а время ликвидации несанкционированных свалок сократилось с 30 до 18 дней;
– улучшение дорожной ситуации. Система позволяет комплексно подойти к оптимизации дорожной деятельности ОМСУ. Так, например, модуль онлайн-управления светофорными объектами позволяет ликвидировать до 70% заторов, а автоматизированная система делегирования позволяет сократить время протекания процесса устранения ям на дорогах с 18 до 10 дней.
- На ваш взгляд, как могут быть взаимоувязаны концепции «Безопасного города» и «Умного города»? На базе какой платформы? Какое министерство должно иметь при этом статус координатора? С какого момента «РусатомИнфраструктурные решения» готов предложить свои наработки в качестве базовых – в федеральную концепцию «Умных городов»?
- Действительно, у нашей компании все больше идет запросов на взаимосвязь «Умного города» и «Безопасного города». По сути, концепция «Безопасного города» – это прежде всего работа с видеонаблюдением, с экологической безопасностью, частично с ЖКХ. «Безопасный город» тоже не охватывает все направления деятельности муниципалитета. Мы считаем, что эти концепции могут жить вместе, обеспечивая друг другу интеграцию по данным или по процессам.
Пример – Мурманская область, где мы реализуем проект по созданию Единой цифровой платформы управления регионом. Он нацелен на то, чтобы объединить в дашбордах губернатора, его заместителей и руководителей министерств все данные, которые есть в регионе, включая данные «Безопасного города». Мы можем на нашей платформе интегрировать компоненты решений «Безопасного города» и выводить данные, которые могут использовать специалисты различных направлений в зависимости от их роли и уровня доступа.
- Интересно узнать, какие решения были предложены в рамках онлайн-хакатона «Цифровой форсаж атомных городов». Какие были предложены прототипы инновационных сервисов: «Муниципальное управление», «Малое и среднее предпринимательство», «Городские сообщества и взаимодействие с жителями»?
- Система «Умный город» Росатома – саморазвивающийся организм, мы совершенствуем ее исходя из запросов администраций и жителей городов. В том числе, чтобы их понять, действительно в июне мы провели онлайн-хакатон «Цифровой форсаж атомных городов». Старались привлечь к участию в нем как можно больше жителей атомных городов, чтобы они могли сами для себя формировать комфортную среду. Чат-бот для управляющих компаний, мобильное приложение для волонтеров, сервисы для фиксации дефектов дорог и автоматизации выдачи пропусков в ЗАТО – все это проекты победителей онлайн-хакатона. Многие решения, причем не только победителей, будем внедрять. Считаем, что эксперимент с «живыми лабораториями» удался, будем его продолжать.
- Ранее сообщалось, что администрации десяти «атомных» городов безвозмездно получат цифровой программный комплекс «Умный город». Система будет передана Железногорску (Красноярский край), Заречному (Пензенская область), Глазову (Удмуртская Республика), Северску (Томская область), Новоуральску, Лесному, Заречному (Свердловская область), Озерску, Снежинску и Трехгорному (Челябинская область). Что входит в состав решения? На какой платформе и на каком ПО оно реализовано? Как оно может быть интегрировано в систему умных неатомных городов на федеральном уровне? Учитывает ли данное решение ранее реализованный проект АПК «Безопасный город»?
- Проект «Умные города Росатома» расширяется, сейчас он включает в себя уже 18 атомградов – добавились еще Зеленогорск (Красноярский край), Десногорск (Смоленская область), Полярные Зори (Мурманская область), Балаково (Саратовская область), Курчатов (Курская область), Волгодонск (Ростовская область), Удомля (Тверская область), Нововоронеж (Воронежская область). И третий год уже Платформа «Умный город» действует в Сарове, она включает в себя больше 40 цифровых сервисов.
В других атомградах сейчас внедряется базовый функционал нашей системы «Умный город». Это набор сервисов, которые можно быстро установить в городе, чтобы они сразу начали приносить людям конкретную пользу. Сервисы позволяют администрациям отслеживать исполнение задач коммунальщиками, жителям – получать информацию о работе городских служб, школ, детских садов, полицейских участков, а депутатам – контролировать качество выполнения работ на своих территориях. Доступ к сервисам можно получить через портал https://rosatom.city/. Дальнейшее развитие системы будет происходить с учетом потребностей администраций и запросов жителей городов.
При этом решение уже интегрировано в систему неатомных умных городов. Те проекты, которые мы с вами обсуждали, в Железноводске, Мурманске, Томске и других городах созданы на одной базе, но с учетом местных потребностей и городских точек роста.
О компании
АО «Русатом Инфраструктурные решения» – дивизион Госкорпорации «Росатом», разработчик цифровых решений и отраслевой интегратор по направлениям «Умный город», «Централизация систем ресурсоснабжения», «Чистая вода». Компания управляет неатомной генерацией Госкорпорации «Росатом», реализует проекты по цифровизации муниципального и регионального управления, модернизации ресурсоснабжения, развития городской среды.

Источник: Журнал RUБЕЖ
Ксения Сухотина: «Росатом строит «умные города» по системе LEAN»
Ксения Сухотина: «Росатом строит «умные города» по системе LEAN»