Общий объем дноуглубительных и гидротехнических работ в акватории Севморпути в 2023 году должен составить 13,5 млн куб. м, - сообщил заместитель директора Дирекции СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко в ходе VI Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление». Это составляет 36,1% от всех дноуглубительных работ, запланированных в России. По данным ФГУП «Росморпорт», во всех остальных акваториях вместе взятых в 2023 году планируется провести дноуглубительные работы суммарным объемом 23,9 млн куб. метров. 
Он отметил, что в рамках реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути» ведётся достаточно напряженная работа по созданию портовой инфраструктуры. «К основным объектам относятся: Морской канал (Судоходный морской канал в Обской губе Карского моря). Объем дноуглубительных работ должен составить – 6,5 млн куб. метров. На нефтяном терминале «Порт Бухта Север» необходимо выполнить 2,7 млн куб. м дноуглубительных работ. Акватория грузового причала и канала угольного терминала для Сырадасайского месторождения – 1,8 млн куб. метров», - сообщил Максим Кулинко.
В 2023 году также начнутся плановые ремонтные дноуглубительные работы. В первую очередь это акватории морского порта Сабетта и терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» вместе с участком причальной набережной №4 – 2 млн куб. м и около 0,5 млн куб. м строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта, включая и создание судоходного подходного канала в Обской губе.
«Все проекты обеспечены средствами, как из федерального бюджета, так и внебюджетным финансированием. Целевые показатели, установленные Президентом и Правительством России, не изменились», - подчеркнул заместитель директора Дирекции СМП.
Несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию все проекты на СМП будут реализовываться в плановом режиме. Поэтому ФГУП «Гидрографическое предприятие», входящее в Госкорпорацию «Росатом», начинает работу по созданию собственного дноуглубительного флота. Генеральный директор предприятия Александр Бенгерт сообщил участникам конгресса, что для выполнения объемов ремонтных дноуглубительных работ, необходимо создание производительного дноуглубительного флота, способного по своим техническим характеристикам выполнять большие объемы дноуглубительных работ в период короткой навигации. «Состав дноуглубительного флота должен обеспечить ежегодную потребность в выполнении ремонтных дноуглубительных работ на акватории Северного морского пути. Эффективность дноуглубления, в сложившихся условиях, напрямую зависит от решения вопроса правильной координации расстановки флота под флагом Российской Федерации по всем реализуемым проектам», - сказал Александр Бенгерт.
Ввиду короткой навигации на СМП из-за климатических условий строительным и дноуглубительным компаниям крайне важно своевременно оформлять разрешения на плавание судов в акватории Северного морского пути. Об этом рассказал участникам VI Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» и.о. заместителя генерального директора ФГБУ «ГлавСевморпуть» Святослав Степченков. В ходе выступления он разъяснил участникам конгресса порядок получения разрешений на плавание судов в акватории СМП с учетом специфики дноуглубительного (технического) флота. 
Особое внимание было обращено на необходимость заранее перед получением разрешения на этапе подбора флота для работы в акватории СМП обращать внимание на ограничения, которые имеют суда. Дноуглубительные суда без ледового класса или неарктического ледового класса Ice1-Ice3 не могут работать на СМП ранее 1 июля и позднее 15 ноября. Это связано с требованиями Правил плавания в акватории СМП в целях обеспечения безопасности мореплавания.
«Мы безусловно понимаем, что строительство и реализация больших проектов в акватории Северного морского пути – это сложная задача и требует большого напряжения сил, но если по практике, то самый реальный срок выдачи разрешения – до 31 октября. Если говорить об Обской губе, то традиционно начало ноября – начало периода ледостава. Мы безусловно понимаем все ваши задачи, но просим отнестись с пониманием к нашим задачам и функциям. Не допустим и не можем допустить плавание судов без ледового класса в период активного ледостава потому, что таким судам разрешено плавание только по чистой воде. За плаванием судов с небольшими ледовыми классами будем активно смотреть», - подчеркнул Святослав Степченков.
И.о. заместителя генерального директора ФГБУ «ГлавСевморпуть», входящего в Госкорпорацию «Росатом», призвал участников конгресса, планирующих участвовать в реализации инвестиционных проектов на СМП, обращаться в случае необходимости в учреждение за консультациями и разъяснениями, чтобы обеспечить выполнение запланированных дноуглубительных и строительных работ без срывов. 
Для справки:
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути (СМП) и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. Корпорация является куратором двух федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь – 2030», участвует в реализации Плана развития Северного морского пути до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 2115-р, а также инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р. В контур Дирекции СМП Госкорпорации «Росатом» корпорации входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».
ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» (ФГБУ «ГлавСевморпуть»), входящее в Госкорпорацию «Росатом», создано распоряжением Правительства РФ в 2022 году на основании федеральных законов, вносящих изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ и закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в целях организации плавания судов в акватории Северного морского пути. Оно призвано обеспечивать организацию ледокольной проводки судов и их проход по рекомендованным маршрутам плавания в акватории СМП с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки, а также выдачу, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание судов в акватории СМП, внесение изменений в такие разрешения.
Конгресс «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» ежегодно проводит ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс» на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Он объединяет Х Международный форум дноуглубительных компаний и VI техническую конференцию «Современные решения для гидротехнических работ». Мероприятие ежегодно собирает более 400 делегатов – крупнейших заказчиков и успешных исполнителей гидротехнических, дноуглубительных и подводно-технических работ. Среди делегатов – поставщики высокотехнологичного оборудования, комплектующих, проектные и инжиниринговые организации, отраслевые университеты. 
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по Северному морскому пути (далее – СМП) имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия Госкорпорации «Росатом» принимают активное участие в этой работе.
attachment
Северный морской путь – судоходный маршрут и главная морская коммуникация в российской Арктике. Одна из стратегических целей Госкорпорации «Росатом» - сделать Северный морской путь эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Узнать больше
Источник: Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом»