Потребность в строительстве грузового флота арктического ледового класса до 2030 года составит минимум 44 судна. Об этом заявил заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша ходе Международного семинара по судостроению и судоремонту в Арктике, прошедшего 15 июня в рамках XXV Петербургского международного экономического форума.
В своем выступлении Вячеслав Рукша сообщил, что для обеспечения развития грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) к 2030 году до 150 млн тонн потребуется как минимум 21 газовоз, 12 танкеров, 9 контейнеровозов (способных перемещать, в том числе, рефрижераторные контейнеры), 10 балкеров и 3 универсальных судна. Все они должны иметь ледовый класс не ниже Arc5.
По его словам, ключевым элементом судоходства в акватории Северного морского пути является наличие судов арктического класса, используемых для завоза строительных материалов и снабжения для реализуемых инвестиционных проектов, а также для доставки социально-значимых грузов в отдаленные районы Российской Арктики. К 2030 году возраст 80% арктических судов снабжения превысит 30 лет, данные суда даже при условии возможности технической эксплуатации не будут соответствовать растущим требованиям к морским судам в части защиты экологии. «На текущий момент до половины судов класса «река-море» старше 30 лет. За последние 10 лет не было построено ни одного судна данного типа, а к 2030 году, при сохранении данной тенденции, 100% флота будет иметь срок эксплуатации 30 и более лет», - отметил Вячеслав Рукша.
По прогнозам грузоотправителей, основными рынками сбыта к 2030 году станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что потребует усиления ледокольной группировки в этом направлении. Группировка атомного ледокольного флота для обеспечения грузопотока в акватории СМП с учетом строящихся в настоящее время атомных ледоколов к концу 2027 года достигнет 7 единиц. Данного количества ледоколов недостаточно для обеспечения растущего грузопотока, который к 2030 году должен достигнуть не менее 150 млн тонн.
В. Рукша отметил, что для обеспечения круглогодичной и регулярной навигации в восточном секторе СМП требуется наращивание группировки арктического ледокольного флота. Госкорпорация «Росатом» до 2030 года необходимо дополнительное строительство 5-го и 6-го серийных ледоколов проекта 22220 и судна атомного технологического обслуживания. Кроме того, основываясь на прогнозах операторов крупнейших инвестиционных проектов в Российской Арктике, в Дирекции Северного морского пути считают необходимым строительство до 2030 года четырех ледоколов на органическом топливе, которые будут обеспечивать ледокольные проводки вблизи крупных терминалов Обской губы и реки Енисей, тем самым позволив высвободить более мощные и автономные атомные ледоколы для работы в восточном секторе СМП и обеспечения круглогодичной навигации на Восток.
Вопрос строительства четырех ледоколов с двух топливной энергетической установкой прорабатывается Госкорпорацией «Росатом» совместно с ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ГМК «Норильский никель» и ПАО «Газпром нефть» за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе заемных средств и собственных средств Госкорпорации «Росатом».
Сейчас ведется строительство 4 атомных ледоколов. В Санкт-Петербурге строятся 3 атомных ледокола («Урал», «Якутия» и «Чукотка»), а в Приморском крае строится атомный ледокол «Россия» проекта 10510 (Лидер). Ледокол «Урал» проекта 22220 должен быть принят в эксплуатацию, а «Якутия» спущен на воду до конца 2022 года. С учетом реализации мероприятий по продлению назначенного ресурса реакторных установок действующих атомных ледоколов, планового вывода из эксплуатации действующих ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», атомный ледокольный флот Российской Федерации под управлением Госкорпорации «Росатом» будет способен в полной мере удовлетворить потребность в ледокольном обеспечении грузоперевозок с 2024 года в объеме 80 млн тонн.
Для справки:
В настоящее время российский атомный ледокольный флот состоит из шести атомных ледоколов различных проектов: «50 лет Победы» и «Ямал» проекта 10521, «Вайгач» и «Таймыр» проекта 10580, «Артика» и «Сибирь» проекта 22220.

attachment
Северный морской путь – судоходный маршрут и главная морская коммуникация в российской Арктике. Одна из стратегических целей Госкорпорации «Росатом» - сделать Северный морской путь эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Узнать больше
Источник: Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом»