Около 100 студентов и молодых учёных прослушали лекции по физике высоких энергий, созданию новых ускорителей, обработке больших массивов данных с коллайдеров на II Всероссийской школе НЦФМ по физике высоких энергий и ускорительной технике, которая завершилась 29 июля в Сарове (Нижегородская область). Школа прошла при поддержке Госкорпорации «Росатом», Российской академии наук, Института ядерной и радиационной физики РФЯЦ-ВНИИЭФ и НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий в России.
5uKD3iQJtOw.jpg
Более 15 лекций и практические занятия провели на школе НЦФМ ведущие учёные из Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, Института ядерных исследований РАН, НИЦ «Курчатовский институт», ЦКП «СКИФ» (филиала Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН), Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, Объединённого института ядерных исследований, Института лазерно-физических исследований РФЯЦ-ВНИИЭФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцына МГУ, НИУ ВШЭ, а также зарубежные профессора из Университета науки и технологий (Хефей) и Университета Китайской академии наук (Пекин).
Лекции прослушали студенты и молодые учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Иркутска, Уфы, Калининграда, Томска, Ростов-на-Дону, Дубны и Сарова. Значительное время было посвящено практической работе студентов и молодых учёных. Они представили собственные научные исследования в рамках тематики школы, а также выполнили задания, подготовленные командой НИУ ВШЭ под руководством ведущего научного сотрудника НИУ ВШЭ Фёдора Ратникова, для освоения базовых навыков машинного обучения и применения методов по обработке больших данных в физике высоких энергий. В общей сложности было представлено более 20 устных и стендовых докладов о результатах собственных исследований, проведённых в научных институтах и вузах страны.
«Российская академия наук принимает участие в развитии Национального центра физики и математики с самого начала его основания, в научных проектах НЦФМ участвует более 40 членов РАН, плотность академиков и членов-корреспондентов на квадратный метр здесь зашкаливает. В кампусе НЦФМ у молодёжи есть возможность получить новые идеи от выдающихся учёных всей страны и зарубежных специалистов. Очень важную роль в развитии физики высоких энергий играет Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, который занимается в том числе созданием ускорителей, детекторов, принимает участие в создании комптоновского источника гамма-квантов НЦФМ. Благодаря участию таких знаменитых институтов, лучших учёных страны в проектах Национального центра потенциал движения НЦФМ увеличивается с каждым годом», – отметил сопредседатель Научно-технического совета НЦФМ, спецпредставитель директора по сотрудничеству с международными и российскими научными организациями ОИЯИ академик РАН Борис Шарков.
«Впервые совместно открылись XXIV Харитоновские чтения и II Всероссийская школа НЦФМ для студентов и молодых учёных по физике высоких энергий и ускорительной технике. Это символично объединило обсуждение научных результатов ведущих учёных и подготовку молодых исследователей, которые будут создавать новые научные лаборатории. Сейчас в мире будут строиться установки с энергией электронов порядка ТэВ, но есть очень интересные и важные задачи, которые будут решаться на установках с энергией в единицу и десятки ГэВ. Основная тематика Харитоновских чтений посвящена созданию таких комплексов в России и Китае. В НЦФМ мы создаём источник комптоновского излучения с энергией квантов от 1 кэВ до 300 МэВ, который позволит нам решать задачи на границе ядерной и нуклонной физики, например, в области материаловедения, биологии, медицины. Хочу отметить очень широкое международное звучание этой научной тематики. С китайскими исследователями мы идём параллельными путями, строим комплементарные установки; такой обмен визитами способствует тому, что установки будут быстрее построены и мы получим новые научные результаты», – отметил научный руководитель НЦФМ академик РАН Александр Сергеев.
По итогам выступлений с докладами организаторы определи победителя. Им стал магистрант физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Казаркин.
«Я занимаюсь поиском частиц за пределами Стандартной модели. В настоящее время особое внимание уделяется поиску темной материи. До участия в школе НЦФМ у меня было хорошее теоретическое понимание физики элементарных частиц, а на школе я услышал много докладов по проведению экспериментов. Мне интересно разобраться, как работает фундаментальное взаимодействие. Часто теоретикам задают вопрос о пользе фундаментальных исследований – когда-то и уравнение Максвелла относилось к фундаментальной науке, а сейчас на его основе созданы мобильные средства связи. Моё исследование на данный момент не имеет явного прикладного значения, но практика показывает, что такие изыскания стимулируют общее развитие технологий», - рассказал молодой учёный.
Тезисы докладов уже опубликованы в сборнике тезисов школы НЦФМ. Записи лекций размещены на странице НЦФМ в социальной сети ВКонтакте.
Внеучебная программа школы включала спортивные и интеллектуальные игры, литературный вечер с членом Союза писателей России Еленой Кашевой, мастер-класс по самопрезентации и арт-терапии.
Для справки:
Национальный центр физики и математики (НЦФМ) - флагманский проект инициативы по открытию в России новой научно-исследовательской инфраструктуры, одна из ключевых инициатив Десятилетия науки и технологий. Центр строится в г. Сарове Нижегородской области. На территории НЦФМ возводится комплекс из научно-исследовательских корпусов, передовых лабораторий и установок класса «мидисайенс» и «мегасайенс». Научную кооперацию НЦФМ сегодня составляют 57 научных организаций, вузов и высокотехнологичных компаний со всей России. Образовательной частью Национального центра стал филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - «МГУ Саров», где учатся около сотни магистрантов и аспирантов со всей страны. Учредители НЦФМ – Госкорпорация «Росатом», МГУ им. М.В. Ломоносова, РАН, Министерство науки и высшего образования России, РФЯЦ-ВНИИЭФ, НИЦ «Курчатовский институт» и ОИЯИ. Основные цели Национального центра – получение новых научных результатов мирового уровня, подготовка учёных высшей квалификации, воспитание новых научно-технологических лидеров, укрепление кадрового потенциала предприятий Госкорпорации «Росатом» и ключевых научных организаций России, повышение привлекательности российской науки для молодых учёных.
В 2022 году состоялись четыре школы НЦФМ – Международная школа по физике нейтрино и астрофизике, Всероссийская школа по физике высоких энергий и ускорительной технике, Всероссийская школа по лазерной физике и лазерным технологиям, Всероссийская школа по математическому моделированию на супер-ЭВМ экса- и зеттафлопсной производительности. В 2023 году Национальный центр планирует провести десять научных школ по всем направлениям своей научной программы: от искусственного интеллекта до физики частиц и космологии. Подробности проведения школ представлены на сайте: https://ncphm.ru/.
Десятилетие науки и технологий в России (2022-2031, стартовавшее по Указу Президента) – это масштабная программа инициатив, проектов и мероприятий по ускоренному развитию экономики и социальной сферы через усиление роли науки и наукоёмких технологий в стране. Основные цели Десятилетия – привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки. Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте наука.рф. Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».
Россия нацелена на формирование технологического лидерства в целом ряде отраслей науки и техники. Крупнейшие отечественные госкорпорации продолжают расширять спектр решений по поддержке научных и инженерных коллективов, раскрытию потенциала молодых ученых и студентов. Росатом и его предприятия участвуют в создании базовых кафедр в российских вузах, реализации стипендиальных программ поддержки, крупных образовательных проектов, организации практики и стажировки для студентов с последующим их трудоустройством. Молодые специалисты получают новые полезные навыки, что помогает им в карьерном росте.

Источник: Пресс-служба НЦФМ