11 сентября 2023 года в рамках деловой программы VIII Восточного экономического форума прошло пятое заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути (СМП).
В заседании приняли участие постоянные члены совета и приглашенные участники.
В ходе заседания участники рассмотрели результаты навигации в акватории СМП за 8 месяцев 2023 года, обсудили создание портовой инфраструктуры и гидрографического обеспечения, а также - меры, которые необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности судоходства в акватории СМП. Кроме того, была заслушана информация о реализации проекта создания угольного кластера на Таймыре для обеспечения грузовой базы СМП, итоги учений МЧС, проведенных в текущем году в Арктической зоне РФ и динамике строительства спасательных центров. Отдельный вопрос был посвящен функциональным возможностям космической системы ДЗЗ, создаваемой совместно с правительством Российской Федерации для мониторинга СМП.
Обращаясь к участникам совета генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев отметил, что прошел год, как Госкорпорациию «Росатом» наделили расширенными полномочиями по управлению СМП. «За это время на Севморпути не было ни одного серьезного инцидента, ни одному судну не потребовалась экстренная ледокольная проводка. «ГлавСевморпуть» выступает единым центром управления судоходством и ледокольным флотом в акватории СМП, способным обеспечить безопасность плавания, стабильную работу по транспортировке грузов», - подчеркнул Алексей Лихачев.
Он также отметил, что одно из важнейших направлений - совместная с компанией «НОВАТЭК» подготовка к круглогодичной навигации по СМП. «Уже этой зимой мы планируем организовать регулярные сквозные рейсы в Восточной части СМП. Круглогодичная навигация по всему СМП выведет развитие СМП на новый уровень, и он неизбежно станет неотъемлемым элементом мировой транспортной логистики», - добавил глава Росатома.
«Участники заседания Совета отмечают, что грузовладельцы и судоходные компании сохраняют хорошую динамику реализации планов развития СМП. Проделана значительная подготовительная работа, направленная на организацию круглогодичной навигации в восточном секторе СМП. В фокусе внимания, в первую очередь, вопросы сохранения набранных темпов развития современного ледокольного флота, совершенствования средств ледовой разведки и других систем обеспечения безопасной навигации, что будет способствовать повышению коммерческой скорости движения судов и конкурентоспособности Севморпути в целом. Самого серьезного внимания требует вопрос строительства нового поколения арктических грузовых судов. Необходимо в кратчайшие сроки найти механизмы, которые позволят нарастить темп обновления и пополнения флота грузовых судов ледового класса», – подчеркнул председатель Совета участников судоходства по СМП, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк.
Генеральный директор «ГлавСевморпути» Сергей Зыбко доложил участникам Совета, что впервые в истории судоходства по СМП в конце августе – начале сентября осуществлён транзит балкера безледового класса с осадкой 17.8 метра с грузом 164 501 тонн. «Большую часть маршрута судно, перевозящее железорудный концентрат, следующее из Мурманска в Циндао, осуществляло самостоятельное плавание при информационно-навигационном сопровождении Штаба ФГБУ «ГлавСевморпуть». В Восточно-Сибирском море проводка через районы с лёгким ледовыми условиями была проведена атомным ледоколом «Сибирь» в составе каравана вместе с танкером «Олимпийский проспект», а затем атомным ледоколом “Таймыр”», - сказал он.
Cпециальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов поднял вопрос необходимости формирования арктической логистики на долгосрочную перспективу и снижения ее стоимости для всех грузоотправителей. «Наша ближайшая цель - перейти от безусловно приоритетной задачи по развитию инфраструктуры СМП к управлению стоимостью арктической логистики для обеспечения конкурентоспособности всех видов грузов, в первую очередь -- на энергетических рынках. При этом важно, чтобы подход имел долгосрочный характер и был закреплен в программных документах, чтобы каждый грузоотправитель на СМП мог видеть государственную политику, гарантирующую эффективность и конкурентоспособность перевозок», - отметил он.
Для справки:
Совет участников судоходства по СМП был создан в 2022 году. Постоянными членами Совета участников судоходства являются ПАО «Норильский никель», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «НК «Роснефть», ООО «ГДК «Баимская», ООО «Северная звезда», ОООР «Российская палата судоходства», Росморречфлот, Госкорпорация «Росатом», ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот», «Северное морское пароходство», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ПАО «Дальневосточное морское пароходство», ООО «Русатом Карго», УК «Дело», ООО «Совфрахт». В рамках работы Совета ведется обсуждение и выработка предложений по повышению эффективности взаимодействия между операторами инвестиционных проектов, судоходными компаниями, осуществляющими перевозку грузов в акватории Северного морского пути, и Госкорпорацией «Росатом» как инфраструктурным оператором СМП.
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по Северному морскому пути имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия Госкорпорации «Росатом» принимают активное участие в этой работе.

Источник: Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом»