Популяризация науки и повышение значимости научно-исследовательской работы должны стать вызовами и для государственных институтов, и для бизнеса, убеждена Екатерина Солнцева, директор по цифровизации госкорпорации «Росатом». Как сформировать новые связи между «физиками» и «лириками» и как этому может способствовать новый художественный язык и креативный инструментарий — в колонке эксперта.
«Будущие технологии: или мы сегодня, или завтра за нас» — именно так был поставлен вопрос на одной из сессий ПМЭФ-2024, на которой мы с коллегами почти половину отведенного времени обсуждали вопросы… культуры и творчества. Что общего между глобальным соперничеством в области технологий завтрашнего дня и искусством? Дискуссия, в которой приняли участие ученые, представители бизнеса и известные деятели культуры, показала, что связь здесь самая прямая.
На новом витке конкуренции между ведущими странами значимость качества национальных экосистем, позволяющих раскрыться талантам ученых и исследователей, растет. И подпитывать эту среду необходимо самыми разными средствами. В том числе художественными. В истории нашей страны такой опыт есть.
Сегодня мы находимся в очередной фазе жесткого технологического соревнования с зарубежными оппонентами. А значит, самое время вспомнить о том, как искусство помогало технологическому подъему в СССР.
В Советском Союзе научные достижения приводили к победам, которыми гордилась страна. Первая советская атомная бомба, созданная в 1949 году. Запуск первой в мире промышленной АЭС в 1954-м и первого искусственного спутника Земли в 1957-м. Первый в мире атомный ледокол «Ленин», введенный в эксплуатацию в 1959-м. Наконец, первый полет человека в космос в 1961-м. Это были достижения ученых, «физиков». Но рядом с ними стояли и «лирики»: те, кто рассказывал о достижениях отечественной науки и техники художественным языком. Это сотрудничество не было случайным, ему предшествовала серьезная подготовка.
Еще в 1935 году Академия наук взялась за популяризацию науки, создав комиссию по научно-популярной литературе. Возглавил ее физик, академик С. И. Вавилов, позже ставший президентом АН СССР. Уже во время войны, несмотря на сложность обстановки, были сформулированы принципы государственной научно-технической политики, а 27 сентября 1944 года вышло постановление ЦК «Об организации научно-просветительской пропаганды». В 1947 году заработало общество «Знание», целью которого было массовое образование населения в области научной деятельности. И это дало свои плоды. Создавались научно-популярные журналы, тираж самого известного — «Наука и жизнь» — достигал 3 млн экземпляров. Наука была в моде, дети мечтали стать учеными.
«Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне, — писал поэт и переводчик Михаил Слуцкий в 1959 году. — Так что даже не обидно, а скорее интересно наблюдать, как, словно пена, опадают наши рифмы. И величие степенно отступает в логарифмы».
В начале 1960-х годов произведения о науке и ученых стали появляться в кинематографе и литературе. Привлекательные и романтические образы ученых и исследователей формировали в обществе отношение к науке как к переднему краю борьбы за счастье человечества.
В 1962 году вышел роман «Иду на грозу» Даниила Гранина, ставший бестселлером своего времени. Описания таинственного мира физиков, исследующих атмосферное электричество, дискуссии о возможностях кибернетики, о роли науки и ученых в стране обеспечили огромный интерес к книге, в первую очередь у молодежи. Естественно, по книге был снят фильм, и на роль одного из двух героев-антагонистов приглашен один из самых популярных тогда актеров — Василий Лановой.
Эти и другие произведения советских авторов отзываются и в современности.
Так, на сессии ПМЭФ-2024 мы с коллегами не единожды вспоминали один самых известных советских фильмов — «Девять дней одного года» Михаила Ромма, который вышел на экраны в том же 1962-м.
О достоинствах этой великой картины сказано и написано очень многое. Но главная ее ценность, на мой взгляд, — достоверность. Конечно, прежде всего, достоверность художественная. Но не менее важна и достоверность сюжета. За это мы должны быть благодарны нобелевскому лауреату по физике 1958 года Игорю Тамму, который подсказал Ромму сюжет и выступил научным консультантом фильма. И получился прекрасный пример сотрудничества «физика» и «лирика».
По итогам опроса зрителей журнал «Советский экран» признал картину лучшим фильмом года, а массовый зритель назвал ее лучшим фильмом о героях науки. Алексей Баталов, который сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева, был признан лучшим актером года именно за эту роль. Именно массовый зритель назвал лучшим фильмом картину о героях науки. Подражать ученым, быть на них похожими хотели тысячи молодых ребят, подававших документы в приемные комиссии технических вузов страны.
Сегодня в России формируется новая среда поддержки исследований и разработок. В рамках Десятилетия науки и технологий в РФ (2022–2031), объявленного главой государства, реализуется множество интересных инициатив. Цели этой работы обозначены ясно: привлечь талантливую молодежь в сферу научных исследований и разработок, сделав информацию о достижениях нашей науки максимально доступной.
В числе проектов, в реализации которых участвует Росатом, — «Форум будущих технологий», учрежденный по инициативе Президента России. А также Конгресс молодых ученых и новая российская национальная премия в области будущих технологий «Вызов». Для привлечения в российскую науку талантов буквально «из-за парты» в российских школах третий год проводится «Урок цифры» по квантовым технологиям, охвативший за это время более 5 млн школьников.
Но вопрос о сотрудничестве нынешних «физиков» и «лириков» остается открытым. Использовать опыт прошлого не значит дословно повторять его. Да, фильм Михаила Ромма интересно смотреть и сегодня. Но очевидно, что современные условные «Девять дней одного года» будут выглядеть иначе. Как это может быть?
С молодой аудиторией необходимо говорить на новом языке. На языке новых каналов и средств коммуникации. В новых жанрах и в новой стилистике. Такой язык еще только предстоит выработать. И это вызов для всех нас. Для «физиков» — как для постановщиков задачи, и для «лириков», которые благодаря цифровой технологической революции получили доступ к невиданным ранее изобразительным возможностям.
Как рассказать молодому поколению новую историю о технологиях и об увлекательном жизненном пути ученого в современном мире, как сделать ее захватывающей, достоверной, убедительной? Как не сфальшивить, взять верную ноту и убедить молодых, что создавать технологии будущего в нашей стране, укреплять наши позиции в научном мире не только интересная и ответственная задача, это и правильный выбор жизненного пути?
В рамках Десятилетия науки и технологий предусмотрена реализация проектов, направленных на популяризацию современного научного знания и технологических достижений, в том числе и через художественные формы и средства креативных индустрий. На мой взгляд, «физикам» и «лирикам» давно пора не только эпизодически встречаться на крупных форумах, но и наладить постоянное взаимодействие для предметного сотрудничества в поиске новых тем, конфликтов, проблем, нового художественного языка популяризации современной науки.
Нам есть над чем поработать вместе. Ведь… или мы сегодня, или завтра за нас!
ЦИТАТА:
«В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха, но это особенно справедливо для научно-исследовательской работы».
Ирен Жолио-Кюри, лауреат Нобелевской премии


Источник: «Форбс»
Екатерина Солнцева: «Новый язык коммуникаций с молодежью — вызов для всех»
Екатерина Солнцева: «Новый язык коммуникаций с молодежью — вызов для всех»